«Легкое путешествие» из Грузии в Петербург

«Легкое путешествие» из Грузии в Петербург

 

Грузинское искусство, будь то кино, музыка, балет, поэзия всегда стояло особняком среди всех культур. Имея свой особый дух, особый вкус и узор, оно отличалось исключительным умением придавать реальности мифический флер и притчевый аромат. А доля искренней наивности и неизменной самоиронии давали возможность не уходить в ложный пафос и излишнюю театральность. Это касается и живописи, которая в контексте мировой культуры живет и развивается по своим законам. А если творец еще с серьезным духовным запросом, то его мир постоянно претерпевает чудесные метаморфозы.

Так получилось, что с художником Зазой Харабадзе мы знакомы более чем давно. Впервые я его увидел в Кутаиси во второй половине 1980-х годов. Меня уже тогда поразили какая-то обособленность юноши и «монашеская» сосредоточенность на живописи. Помню большие красочные листы, разбросанные на полу и привязанность к французским импрессионистам и Пикассо, его способность часами, даже днями и ночами не выходить из комнаты и рисовать, знание философии, умение смотреть на мир не свысока, а как-то отстраненно, умение быть необычайно щедрым и великодушным. А еще способность притягивать к себе как магнит. Кто-то считал молодого человека чудаком, кто-то вообще не понимал увлечения «красками», но при этом все непременно толпились у него дома. Мое же отношение к Зазе всегда было преисполнено огромного уважения и понимания. И эту теплоту я сохранял все 32 года, которые мы не виделись. Судьба так распорядилась, что мы потеряли друг друга на такой большой срок.

Однако жизнь — это колесо, и я совершенно случайно увидел работы неизвестного мне грузинского художника, а присмотревшись и прочитав фамилию автора, конечно, к своей великой радости, понял, что это мой давний друг.

Недолго думая, я вылетел в Санкт-Петербург, где художник проживает  с начала 1990-х годов.

Сегодня Заза Харабадзе состоит в Московском и Санкт-Петербургском творческих союзах художников, призер в номинации «Абстракция» Российской недели искусств в Москве, награжден бронзовой медалью СПбТСХ в номинации «Живопись» и еще призер и лауреат многих других конкурсов. Но не это главное – главное, что художник стал необычайно интересным живописцем. Умело сочетая в своем творчестве культуру Грузии и европейские традиции, Заза находит тот баланс, который и рождает картины не просто завораживающие, а живопись, которую надо читать и постигать. Его работы под стать писаниям, где линия и форма несут в себе определенный смысл и мысль. Особенно это касается абстракции, которая сегодня особо влечет художника. Его абстракции – это что-то вроде духовных практик, и эти медитации – познание себя и мира. Увлекаясь теософией, йогой, изучая разные религии, художник не просто постигает вселенскую суть, но и поднимается до иных высот. Для него его дело, это образ жизни, мышления. Сохранив в себе какую-то незамутненность, Заза искренне считает, что художник должен общаться с миром только с чистым и красивым сердцем, а иначе его работы не принесут никакой радости людям.

И на самом деле полотна художника струятся особым светом и аурой. Если взять виды Грузии, то они словно из прекрасного сна. Сколько любви, тепла и нежности в них, когда каждый мазок – логичное продолжение другого, и эта многоголосая палитра удивительно точна и певуча. Его диптих «Город мечты» – это может быть и Батуми, и Санкт-Петербург или Венеция, в нем мы видим расплывчивость ускользающего, растворяющего сна, грезы. А образ решен в виде парусников, яхт, моря и высоких сплошным ковром домов.

Художник с цветом обращается, на первый взгляд, как вздумается, но при этом ничего лишнего, никакого переизбытка.

А взять его портреты, в основном женские, сколько в них игры, едва уловимой иронии и невероятной жизнерадостности. У художника Харабадзе тем и отличается творчество, что, кроме обязательной мысли, в нем присутствует энергетика счастья. К примеру, диптих «Дождливый Петербург», очень монохромный и серый, не несет в себе унынья и депрессии, нет даже налета удушающего мистицизма и драматизма. Здесь в большей степени экспрессия момента и образ его любимого города, где он счастлив, где у него любимая семья, обожаемая супруга Людмила, которую он называет ангелом-хранителем, не менее обожаемые сын Глеб и дочь Симона. Это город, где ему комфортно и уютно. На всю жизнь осталось и увлечение прекрасным Летним садом, который он считает великой мастерской.

Безусловно, Харабадзе – знатный колорист, но мастерство, вкус и интуиция укладывают весь фонтан цвета в органическое письмо, как, к примеру, в полотне одиннадцатилетней давности «Март», просто излучающем свежесть, когда розово-белая палитра наполняет картину тем воздухом, который хочется вдыхать полной грудью.

Вообще, Заза всегда пишет, если даже на заказ, только то, что ему нравится и велит душа. Даже портреты он делает так, как считает нужным. Будучи художником, импровизатором, и это при всей своей логичности, он каждый раз выходит на уровень «Легкого путешествия», как замечательно называется одна из его работ, посвященная Грузии. Каждое его полотно – это непременное путешествие – путешествие в поисках гармонии, высшего смысла. И как мы уже говорили, без чистого, открытого и красивого сердца подобное движение невозможно, по крайней мере, для нашего героя.

 Раз в год Заза Харабадзе любит собирать своих друзей на выставку и делать, так как сказать, ревизию своего творчества – посмотреть на себя со стороны глазами близких людей. В этом году должен был состояться юбилейный показ, но, к сожалению, по известным всем нам обстоятельствам его отложили. Будем надеяться, ненадолго.

 

Александр Геннадьев, театральный критик, член экспертного совета "Золотая маска"

Публикация статьи на портале о классической музыке, опере, балете "Музыкальные сезоны"

https://musicseasons.org/legkoe-puteshestvie-iz-gruzii-v-peterburg/

2020 г.